Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Каково значение органа слуха? Для того чтобы оценить это и понять, насколько значим этот орган для человека, достаточно представить себе то количество информации, которое вы получаете из внешнего мира с помощью звуков.

Звуки речи, музыки, шум на улице, звуки природы и перемещающихся предметов — все это получаемая человеком информация. Органы слуха нужны не только для определения и распознавания звуков; во внутреннем ухе находится часть, обеспечивающая работу вестибулярного аппарата.

Благодаря ей человек может поддерживать равновесие, ориентироваться в пространстве.

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Физиология

Физика слуха достаточно сложна. Слуховая рецепция является непростым процессом проведения звука и его восприятия. Чтобы в ней разобраться, нужно понять, из чего состоит слуховой орган человека. Он представляет собой не только ушную раковину, видимую невооруженным глазом.

Органы слуха состоят из наружного, среднего и внутреннего отдела. У первых двух задача заключается в проведении звуков, а у третьего — в преобразовании звука в сигналы и регулировке вестибулярного аппарата. Слуховая кора головного мозга находится в надвисочной части височной доли.

Любые травмы, связанные с этой областью, ведут к нарушениям слуха.

Наружный отдел представляет собой ушную раковину и слуховой проход с барабанной перепонкой. Задача раковины — улавливать звуковые волны и направлять их в слуховой проход, который в свою очередь транслирует их на барабанную перепонку.

Перепонка принимает на себя звуковое колебание и направляет дальше. В среднем отделе уха находится барабанная полость, связанная с носоглоткой евстахиевой трубой. В барабанной полости находятся молоточек, наковальня и стремечко.

Эта хитрая система косточек обеспечивает передачу звукового колебания с барабанной перепонки к внутреннему уху.

На этом этапе звуковая волна уменьшается в амплитуде и увеличивается по силе. Внутреннюю часть уха называют лабиринтом, так как она представляет собой полости и каналы, заполненные жидкостью.

Главной частью в органе слуха человека считается улитка. Именно эта небольшая спираль обеспечивает работу вестибулярного аппарата, это слуховой центр, куда стекается информация.

Звуковые колебания, прошедшие до лабиринта, изменяют состояние жидкости, заставляя ее вибрировать.

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

От этого рецепторы слуха в улитке раздражаются, процесс в конечном итоге приводит к образованию электрических сигналов, которые транслируются в головной мозг. Височная зона коры мозга принимает эти сигналы и обрабатывает, выдавая взамен другие сигналы о том, как реагировать на полученную информацию.

Именно центр мозга, получив из внутреннего уха сигнал о том, что звук передается громкий, отдает приказ организму на соответствующие действия, человек реагирует на шум, прикрывая уши.

Таким образом, теперь понятно, куда нерв направляет слуховые сигналы возбуждения: все стекается в мозговой центр, где расположена система управления.

Роль слуха для человека

Проблемы со слухом могут образоваться по разным причинам, но самая распространенная, нейросенсорная тугоухость, заключается в нарушении восприятия, когда слуховые рецепторы плохо проводят импульс по нерву. Кондуктивная тугоухость связана с проблемами проведения звука до барабанной перепонки, слуховые рецепторы тут ни при чем.

Чем старше человек становится, тем хуже он воспринимает высокие частоты. Диапазон слуха человека позволяет распознать звуковую волну с колебаниями от 16 до 20 000 Гц в секунду.

Если постоянно слушать громкую музыку, можно отметить, что восприятие очень высоких и очень низких звуков снижается. Слуховое восприятие позволяет различить множество звуковых сигналов в повседневной жизни.

Все они обрабатываются мозгом, определяется их сила, высота, тембр звука.

Слуховое восприятие появляется у человека постепенно, младенец учится слушать и воспринимать речь, звуковые сигналы, реагировать на громкость и интонацию.

У детей слуховое восприятие начинается с незначительной реакции на шум рядом с ними, к году они уже умеют поворачиваться по направлению к источнику шума и реагировать на него.

Слуховая система намного сложнее, чем выглядит на первый взгляд, и ее функции намного шире.

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Слуховая система человека связана с вестибулярным аппаратом.

При движении жидкости во время перемещения человека в пространстве чувствительные волоски рецепторов раздражаются, если тело качается, переворачивается, трясется.

Сигналы возбуждения передаются в мозг, слуховая зона их обрабатывает. От этого возникает рефлекторное движение мышц шеи, рук, ног, всего тела. Это позволяет сохранять равновесие при падении или занятиях спортом.

Зачем нам слышать звуки

Функции слуха для человека крайне важны. Большую часть информации человек получает из звуков, окружающих его. Эта система человека позволяет распознавать речь, контролировать прямохождение, получать сигналы из внешнего мира и анализировать их.

Поскольку физиология слуха очень сложна, важно оберегать уши от инфекции и механического воздействия.

Не стоит увлекаться прослушиванием музыки в наушниках на предельной громкости, а также травмировать внутренние части уха очень высокими и очень низкими частотами, это приведет к нарушениям, рецепторы слуха дадут сбой.

В ушных раковинах собирается сера, она находится там неспроста, ее нельзя удалять постоянно, так как она выполняет защитные функции. Ковырять в ушах ватной палочкой не следует.

Нужно просто промывать ушные раковины теплой водой с моющим средством или без него: сера растворится сама.

Слух человека нарушается, когда появляется воспаление. Оно может затронуть различные части слухового органа, но наибольшую опасность представляет для среднего и внутреннего отдела.

В зоне головы все взаимосвязано, и если воспаление началось в носоглотке и его не вылечили вовремя, то оно может распространиться на ухо, а затем и на головной мозг.

Результатом серьезных воспалительных процессов может стать частичная или полная потеря слуха.

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Стоит избегать шумных мест, а при необходимости не стесняться пользоваться берушами. Именно так заботятся о своих ушах музыканты, ведь для них звуки и их восприятие являются работой и образом жизни.

Во многих культурах, в том числе славянской, принято украшать уши. Это делают и мужчины, и женщины, хотя для последних на сегодняшний день это более распространено. С этим обычаем связаны древние культы, выделяющие способность человека слышать.

В уши вставляли украшения в качестве особых отметок или для отпугивания злых духов. Считалось, что демоны проникают в человека именно через уши. Значение слуха для древних славян было чрезвычайно важным, и его старались защитить всеми силами.

Лучше всего значение органа слуха понимают люди, которые по каким-либо причинам его лишились. Ведь это большая часть информации, которую мы используем в повседневной жизни, даже не задумываясь об этом.

Например, для здорового человека является обычным делом включить электрический чайник и уйти в соседнюю комнату, ориентируясь на щелчок, который произведет аппарат при кипении.

Каково значение органа слуха для детей? С помощью них они познают мир впервые, учатся сначала реагировать на интонацию и громкость, а затем на слова матери.

Источник: https://bezotita.ru/polezno-znat/znachenie-organa-sluha.html

Конспект урока на тему: Орган слуха и слуховой анализатор. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение. Лабораторная работа № 6: «Определение остроты слуха»

Орган слуха и слуховой анализатор. Центры слуха. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждение.

Лабораторная работа № 6:«Определение остроты слуха».

  • Цель: изучить строение и функции органов слуха и равновесия и их анализаторов; уметь показывать связывающую роль анализаторов между организмом и внешней средой.
  • Задачи: Рассмотреть строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха, преобразование звуковой энергии в механическую и разъяснить суть работы слуховых рецепторов и слухового анализатора в целом.
  • Тип урока: Комбинированный.
  • Оборудование: модель «Ухо», плакаты «Строение уха», «Органы слуха и равновесия».
  • План урока

І. Организационный момент.

ІІ. Проверка домашнего задания.

ІІІ. Изучение нового материала:

1. Строение органа слуха.

2. Слуховой анализатор.

3. Строение органа равновесия и его анализатора.

ІV. Закрепление полученных знаний.

V. Подведение итогов урока и выставление оценок.

V І. Домашнее задание.

Ход урока

І. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть.

На прошлом уроке мы рассмотрели строение органов зрения и зрительного анализатора. Сегодня давайте повторим.

ІІ. Проверка домашнего задания

Ученик на доске рисует схему строения глазного яблока. С классом проводится фронтальный опрос.

— Что такое анализатор? (Система чувствительных нервных образований, воспринимающих и анализирующих раздражения, которые действуют на человека).

— Какие защитные приспособления имеет глаз? (Брови, благодаря которым пот со лба не попадает в глаз;

Веки и ресницы защищают глаз от пыли; слёзные железы выделяют слёзы, которые промывают и увлажняют глаз).

— Что такое зрачок? Каковы его функции? (Зрачок – это отверстие в середине радужной оболочки. Расширяясь и суживаясь, зрачок пропускает количество света, необходимое для рассмотрения предмета).

— Как работает хрусталик? (Хрусталик представляет собой двояковыпуклую линзу. Он может менять форму. Когда предмет находится далеко от глаз, хрусталик делается более плоским, когда близко – более выпуклым.)

ІІІ. Изучение нового материала

Ребята, закройте уши руками. Что вы чувствуете?

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение и функции органов слуха и равновесия, преобразование звуковой энергии в механическую и разберём суть работы анализаторов слуха и равновесия.

Слух – важнейшее из человеческих чувств. Ведь именно с помощью слуха мы поддерживаем более тесную связь с окружающим миром, чем с помощью зрения. В отличие от зрения, слух действует непрерывно, даже во сне. Его невозможно «выключить».

Орган слуха имеет очень сложное строение. В нём различают наружное, среднее и внутреннее ухо.

1. Строение органа слуха

Учитель рассказывает о строении органов слуха, и параллельно заполняет таблицу на доске, а ученики в тетрадях.

Отделы уха

  1. Строение
  2. Функции
  3. Наружное ухо
  4. — Ушная раковина
  5. — Наружный слуховой проход
  6. — Барабанная перепонка
  7. — Улавливает звуки
  8. — Направляет звук на барабанную перепонку
  9. — Преобразует звуковые колебания в механические
  10. Среднее ухо
  11. — Полость среднего уха
  12. — Слуховая труба
  13. — Косточки среднего уха(молоточек, наковальня, стремечко)
  14. — Уравнивают давление в полости среднего уха с атмосферным.
  15. — Усиливают колебания барабанной перепонки
  16. Внутреннее ухо
  17. — Улитка
  18. — Слуховой нерв
  19. — Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органа слуха
  20. — Передаёт импульсы в головной мозг

НКаково значение органа слуха: слуховая система человекааружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина образована хрящом со многими завитками.

Воздух в ней завихряется, а пылинки и микробы оседают на её поверхности. Ушная раковина улавливает звуковые колебания и направляет их в наружный слуховой проход, который идёт до среднего уха.

В глубине наружного слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое жёлтое вещество – ушную серу. Она задерживает пыль и убивает микробы.

Читайте также:  Ребенок ткнул в ухо ватной палочкой: что делать?

Слуховой проход соединяет наружное ухо со следующим отделом – средним ухом. Внутренний конец наружного слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует звуковые волны в механические колебания и передаёт их в среднее ухо.

Среднее ухо находится в толще височной кости и представляет собой полость, в которой расположены три маленькие, последовательно соединённые между собой косточки: молоточек, наковальня и стремя.

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Молоточек, соединённый с барабанной перепонкой, передаёт её колебания сначала на наковальню, затем усиленные колебания передаются на стремя.

В пластинке, отделяющей полость среднего уха от полости внутреннего уха, два окна, затянутые тонкими перепонками. Одно окно овальное, в него «стучит» стремя, другое – круглое.

За средним ухом начинается внутреннее.

Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. Все полости лабиринта заполнены жидкостью. В нём имеются два разных органа: орган слуха и орган равновесия – вестибулярный аппарат.

Орган слуха находится в спирально закрученном костном канале – улитке. Канал улитки по всей длине разделён пополам перепончатой перегородкой. Часть этой перегородки состоит из тонкой перепонки – мембраны.

На мембране находятся воспринимающие клетки – слуховые рецепторы. Колебания жидкости, заполняющей улитку, раздражают отдельные слуховые рецепторы. В них возникают импульсы, которые передаются по слуховому нерву в головной мозг.

2. Слуховой анализатор

ККаково значение органа слуха: слуховая система человекааким же образом работает слуховой анализатор? Давайте разберёмся.

Ушные раковины улавливают звуковые колебания и направляют их в слуховой проход. По нему колебания направляются в среднее ухо, и достигнув барабанной перепонки, вызывают её колебания. Через систему слуховых косточек колебания передаются во внутреннее ухо.

Стремя ударяет в овальное окно, колебания мембраны овального окна вызывают движение жидкости в улитке, она, в свою очередь, заставляет колебаться волоконца. При движении волоконец волоски рецепторных клеток касаются покровной мембраны.

В рецепторах возникает возбуждение, которое по слуховому нерву передаётся в головной мозг. Здесь происходит окончательное различие звука.

Учащиеся в тетрадях записывают схему прохождения звуковой волны.

Схема «Прохождение звуковой волны»

  • 3. Строение органа равновесия и его анализатора

Мы рассмотрели орган слуха и его анализатор, но в глубине височной кости, рядом с улиткой, находится вестибулярный аппарат. Именно этот орган равновесия непрерывно контролирует положение нашего тела в пространстве. С его помощью мы можем осуществлять различные сложные движения.

Вестибулярный аппарат состоит из двух мешочков и трёх полукружных каналов. Каналы расположены в трёх взаимоперпендикулярных направлениях. Полости преддверия и полукружных каналов заполнены жидкостью.

В стенках полостей полукружных каналов расположены рецепторы, представляющие собой волосковые клетки, на которые давят крохотные кристаллики углекислого кальция. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, меняется давление на волоски. Возникшие нервные импульсы проводятся в головной мозг. Из мозга ответные импульсы поступают к скелетным мышцам, приводя их в движение.

ІV. Закрепление полученных знаний об органах слуха и равновесия

  1. Каково значение слуха?

  2. Почему некоторых людей «укачивает» в транспорте? Где расположены слуховые косточки и каково их значение?

Кроссворд

По горизонтали: 1. Орган слуха. 2. Липкое жёлтое вещество, задерживающее пыль и уничтожающее микробы. 3. Колебания воздуха. 4. Она преобразует звуковые колебания в механические. 5. Одна из трех слуховых косточек.

По вертикали: 1.Спирально закрученный костный канал. 2. Одна из трех слуховых косточек, которая упирается в перепонку овального окна. 6. Одна из трех слуховых косточек, которая упирается в барабанную перепонку и передаёт её колебания.

  1. Проверка работы.
  2. «5» — 7-8 правильных ответов
  3. «4» — 6 правильных ответов
  4. «3» — 5 правильных ответа
  5. «2» — 4 и менее правильных ответов
  6. V. Подведение итогов урока и выставление оценок
  7. VІ. Домашнее задание:

Стр. 80-85, подготовить сообщения по темам «Гигиена органов слуха», «Болезни органов слуха».

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-na-temu-organ-sluha-i-sluhovoy-analizator-centri-sluha-gigiena-sluha-bolezni-organov-sluha-i-ih-preduprezhdenie-l-1862548.html

Биология в лицее

Органы слуха и равновесия. Их анализаторы

Значение органа слуха

Окружающий человека мир наполнен звуками. Щебетание птиц, шелест листьев, шум моря, речь человека, музыка – все это звуки. Человек их слышит. Орган слуха позволяет человеку различать и определять звуки. С помощью слуха мы воспринимаем речь, общаемся между собой, получаем информацию, учимся.

Строение органа слуха

Органами слуха являются уши. Каждое ухо состоит из трех отделов: наружного, среднего и внутреннего уха. Внутреннее ухо находится в пирамиде височной кости.

Наружное ухо — это часть преддверно-улиткового органа (органа слуха и равновесия), включающая ушную раковину, наружный слуховой проход и барабанную перепонку.

Ушная раковина служит для улавливания звуковых колебаний, наружный слуховой проход — для проведения, а барабанная перепонка — для их передачи среднему уху.

Дойдя до барабанной перепонки, звуковые волны приводят ее в механические колебания.

Ушная раковина — это часть наружного уха, образованная эластическим хрящом сложной формы, покрытым кожей. В нижней части ушной раковины хрящ отсутствует, вместо него имеется кожная складка с жировой тканью внутри — долька ушной раковины, или мочка уха.

Наружный слуховой проход — это часть наружного уха, которая представляет собой S-образную трубку длиной 35 мм и диаметром 6 — 9 мм. Состоит из хрящевой части (1/3 длины) и костной (2/3 длины). В коже хрящевой части прохода находятся сальные и специфические (видоизменённые потовые) церуминозные железы, вырабатывающие ушную серу.

Среднее ухо — это часть преддверно-улиткового органа (органа слуха и равновесия), которая включает в себя барабанную полость, слуховые косточки и слуховую (евстахиеву) трубу. Расположено среднее ухо в височной кости, между наружным слуховым проходом и внутренним ухом.

Колебания барабанной перепонки точно передаются жидкости внутреннего уха и слуховым рецепторам через перепонки овального и круглого окон, если давление в среднем ухе равно атмосферному.

В противном случае барабанная перепонка будет выгибаться в сторону, где давление воздуха меньше, и звук исказится. Выравнивается давление благодаря слуховой трубе, которая соединяет среднее ухо с глоткой.

Она открывается во время глотания, и давление в среднем ухе становится равным атмосферному.

Слуховая (евстахиева) труба — это часть среднего уха, соединяющая полость среднего уха (барабанную полость) с носоглоткой.

Представляет собой остаток жаберной щели длиной около 35 мм и шириной около 2 мм.

Слуховая труба способствует выравниванию давления воздуха внутри барабанной полости с внешним, что очень важно для нормального проведения звука: для работы барабанной перепонки и слуховых косточек.

Слуховые косточки — это части среднего уха, которые расположены в барабанной полости и являются самыми маленькими костями человеческого организма.

Слуховых косточек у человека, как и у всех млекопитающих, три: молоточек, наковальня и стремя. Они являются частью звукопроводящего аппарата. В процессе эволюции произошли из жаберных дуг.

Косточки соединяются друг с другом подвижно при помощи суставов и передают колебания барабанной перепонки лабиринту внутреннего уха через овальное окно преддверия.

Внутреннее ухо — это часть преддверно-улиткового органа, которая залегает в толще височной кости и состоит из трёх отделов: преддверия, полукружных каналов и улитки.

Внутреннее ухо представлено двумя лабиринтами: костным и перепончатым. Перепончатый лабиринт лежит внутри костного и повторяет его очертания.

Костный лабиринт заполнен перилимфой, а перепончатый — эндолимфой.

Каково значение органа слуха: слуховая система человекаУлитка — это часть внутреннего уха, которая представляет собой извитой спиральный канал, образующий 2,5 оборота, и содержит периферическую часть анализатора слуха — спиральный (кортиев) орган. Костная часть улитки заполнена перилимфой, а перепончатая — эндолимфой.

Каково значение органа слуха: слуховая система человекаС преддверием улитка соединяется двумя окнами: овальным, которое закрыто стременем, и круглым, которое закрыто внутренней (вторичной) барабанной перепонкой. При звуковых колебаниях стремя передаёт колебания перелимфе, которая приводит в движение волокна, входящие в состав основной мембраны улитки. Основная мембрана включает в себя около 23 000 тонких коллагеновых волокон (струн). На этой мембране расположен спиральный (кортиев) орган, содержащий чувствительные волосковые клетки (каждая из которых имеет от 30 до 120 микроворсинок). Над волосками этих клеток нависает покровная мембрана. При распространении звуковой волны начинают колебаться волокна (струны) основной мембраны, на которой расположены волосковые клетки. При этом волосковые клетки, которые являются рецепторами, смещаются относительно покровной мембраны, что и приводит к возникновению нервного импульса. Чем ниже звук, тем большее количество волосковых клеток возбуждается, потому что при этом колеблется большее количество перилимфы.

Перилимфа и эндолимфа — это вязкая жидкость, заполняющая полость улитки и участвующая в проведении звуковых колебаний в органах слуха. Перилимфа заполняет пространство между костным и перепончатым лабиринтами внутреннего уха. Перилимфатическое пространство сообщается с подпаутинным пространством мозга. Эндолимфа заполняет перепончатый лабиринт.

Перилимфа и эндолимфа близки по составу к спинномозговой жидкости, отличаясь от неё более высоким содержанием белка. От эндолимфы перилимфа отличается соотношением натрия и калия: в перилимфе много натрия, но мало калия, а в эндолимфе мало натрия, но много калия.

Звуковые волны через систему слуховых косточек вызывают колебания перилимфы и эндолимфы, которые раздражают чувствительные клетки кортиева органа.

Таким образом, собственно органом слуха является спиральный (кортиев) орган, расположенный в улитке, а слуховыми рецепторами — волосковые (чувствительные) клетки.

Нервные импульсы, возникшие в рецепторах, достигают по слуховому нерву и слуховым путям височной доли коры больших полушарий головного мозга, где находится слуховая зона. Там воспринятые звуки будут опознаны, проанализированы, оценены. Слуховой анализатор вступит в действие.

Звук — колебательное движение частиц, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или твёрдой средах. В более узком смысле — явление, субъективно воспринимаемое специальным органом чувств человека и животных. Ощущение звука возникает, когда волны сжатия, вызванные колебаниями молекул воздуха, попадают в органы слуха.

Волны из чередующихся участков сжатия (высокой плотности) и разряжения (низкой плотности) молекул воздуха распространяются от источника звука наподобие ряби на поверхности воды. Звук характеризуется двумя основными параметрами — силой и высотой. Высота зависит от частоты, или числа волн за одну секунду (измеряется в герцах — Гц).

Чем больше частота, тем звук выше. Человек слышит звук с частотой от 16 до 20 000 Гц. Физическое понятие о звуке охватывает как слышимые, так и неслышимые звуки. Звуки с частотой ниже 16 Гц называется инфразвуком, выше 20 000 Гц — ультразвуком. Звуки речи имеют частоту колебаний от 150 до 2500 Гц.

Наибольшая чувствительность уха приходится на диапазон 1000 — 4000 Гц.

Читайте также:  Как правильно проколоть уши: пистолет и другие средства

Гигиена слуха

При некоторых заболеваниях (грипп, ангина, скарлатина) микробы могут проникнуть по слуховой трубе в среднее и внутреннее ухо и вызвать воспаление, что иногда приводит к глухоте. Поэтому при болях в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение и невыполнение предписаний врача недопустимы!

Вредно влияет на орган слуха шум. Постоянно действующий шум притупляет слух, утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека. Абсолютная тишина так же вредна для человека, как и сильный шум. Помещение считается в шумовом отношении благополучным, если уровень шума колеблется от 20 до 40 децибел (дБ).

Имеет значение и характер шума: высокие тона переносятся хуже низких. Об этом надо знать и помнить каждому человеку. Нужно заботиться не только о себе, но и о здоровье и спокойствии окружающих.

Воспитанный человек не станет громко разговаривать в общественных местах, включать радио, телевизор или магнитофон на полную мощность.

Громкость разных источников звука

Источники звука Громкость (в децибелах)
Шепот Разговор средней громкости Шум пишущей машинки Шум грузовика Автомобильный сигнал на расстоянии 5 м Шум большого города на центральных улицахПредел громкости

В борьбе с городским шумом широко используют зеленые насаждения. Растения поглощают шум. В некоторый районах крупных городов запрещена звуковая сигнализация транспорта.

Орган равновесия

Во внутреннем ухе находится вестибулярный аппарат – орган равновесия и восприятия положения головы и тела в пространстве. Он состоит из трех взаимно перпендикулярных полукружных каналов и двух мешочков: овального и круглого, расположенных в лабиринте внутреннего уха, немного выше улитки.

В стенках мешочков имеется множество клеток-рецепторов с ресничками, состоящими из волосковых клеток. На ресничках находится густое желеобразное вещество с кристаллами углекислого кальция — отолитами. Когда голова в вертикальном положении, кристаллики давят на волосковые клетки.

Но стоит голове несколько отклониться от вертикального положения – направление давления изменяется, волоски деформируются и в клетках-рецепторах возникает возбуждение, сигнализирующее об изменении позы.

Таким образом, статическое положение головы и линейное ускорение воспринимаются рецепторами преддверия, а резкие внезапные повороты в одной из трёх плоскостей — рецепторами полукружных каналов. 

Проводниковый отдел вестибулярного анализатора представлен равновесно-слуховым, или преддверно-улитковым нервом (восьмая пара черепных нервов), тем же самым нервом, что и слуховой анализатор.

Импульсы от этого нерва поступают в мозжечок, продолговатый мозг, средний мозг и таламус, то есть те отделы мозга, которые отвечают за равновесие тела и движения глаз, а также в спинной мозг, который содержит двигательные нейроны, управляющие движениями скелетных мышц, благодаря работе которых поддерживается равновесие.

Корковый отдел вестибулярного анализатора, по-видимому, расположен в той же, височной, доле коры полушарий большого мозга, что и центр слухового анализатора, но точно это ещё не установлено.

Укачивание (морская болезнь, болезнь движения) – нарушение равновесия, которое наблюдается при качке корабля, особенно вертикальной, самолёта, автомашины.

Усиливается шумом, вибрацией и запахами, особенно запахом бензина. Происходит побледнение лица, выступает холодный пот, наблюдаются слабость, обильное выделение слюны, тошнота, рвота, головокружение.

Пульс замедляется или учащается. Появляются апатия и бессонница.

Оказание помощи:

  • Обеспечить пострадавшему положение «полулежа» в кресле.
  • Дать мятные конфеты для рассасывания. Освежающие напитки, холодную минеральную воду пить маленькими глотками.
  • Обязателен приток свежего воздуха.

Следует тренировать вестибулярный аппарат, чтобы уменьшить его чувствительность к укачиванию.

Аудиофрагмент «Анализаторы слуха и равновесия» (6:56)

Рецепторы слуха и вестибулярный аппарат находятся в пирамидах височных костей, расположенных внутри черепа. Они занимают полости внутреннего уха.

Орган слуха состоит из наружного и среднего уха, заполненного воздухом, и внутреннего уха, заполненного жидкостью. Звуковая волна колеблет барабанную перепонку наружного уха.

Через систему косточек и перепонок эти колебания передаются жидкости внутреннего уха, а через нее и слуховым рецепторам, которые посылают нервные импульсы в слуховую зону коры больших полушарий.

Рядом с органом слуха находится вестибулярный аппарат – орган равновесия.

< Предыдущая страница "Нарушения зрения и их предупреждение"

Следующая страница «Осязание. Мышечное чувство и двигательный анализатор» >

Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/organy_slukha_i_ravnovesija/0-416

Значение слуха в нашей жизни

Доклад профессора Себастьяна Хота, заведующего аудиологического 

отделения ЛОР-клиники при университете Гейдельберга (ФРГ). Симпозиум «Позиция отоларингологии на переломном этапе германского здравоохранения», 20 марта 2004 г. 
С. Хот входит в редколлегию Германского аудиологического журнала.

Значение слуха в нашей жизни

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Попытка противопоставить друг другу наши органы чувств приводит нас к важному основополагающему открытию: эволюция никак не могла позволить себе снабдить живое существо маловажным или совершенно бесполезным органом чувств.

В нашей речи имеются очень меткие выражения, в которых по воле случая содержится больше истины, чем в научных открытиях. Например, полноценный индивидуум «имеет при себе все пять чувств».

Между прочим, мы, люди, можем быть очень жестоки по отношению к своим видовым собратьям, которые обладают сенсорным дефицитом! Тем не менее, наши пять чувств не являются равноценными. Изучение обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха в разных сферах нашего существования ведет к выявлению определенной закономерности.

Слух имеет большее значение для основополагающих признаков человека, как социального существа, по сравнению с любым другим чувством. Он служит для предостережения об опасности, для приема информации, для овладения знаниями, для социальной коммуникации, и может вызывать очень сильные эмоции.

Еще во времена охоты на мамонтов…

Обзор «технических характеристик» человеческого слуха позволяет сделать вывод о его феноменальных способностях.

Объективности ради заметим, что зрительная система превосходит его, например, в скорости обработки информации.

Если периферийный слух способен обрабатывать примерно 800 Кбит/с, то зрение превосходит его в 1000 раз. Однако слух превосходит зрение, прежде всего, по чувствительности и динамическому диапазону.

Чувствительность слуха на пороге слышимости с энергетической точки зрения соответствует восприятию 10-ваттной электрической лампочки с расстояния в 1000 км.

Динамический диапазон слуха охватывает интенсивность звука, различающуюся на десять в двенадцатой степени! Это соответствует весам, на которых без всякого переключения диапазона измерений можно взвесить и песчинку, и трактор, причем с высокой точностью.

Индустрия пользуется лозунгом «создать невозможное» при рекламе гораздо менее мощных продуктов. И не следует забывать о том, что природа вложила эту потрясающую систему обработки сигнала в корпус из прочнейшего материала под названием «височная кость».

Значение слуха для нашей жизни во всей его полноте лучше всего выразил немецкий психиатр и философ Карл Ясперс: «Нас делает людьми то, что мы говорим друг с другом».

Ни использование орудий труда, ни вертикальная походка, ни мощный мозг не выделяют нас, в конечном счете, среди других живых существ. Эта честь принадлежит использованию дифференцированной речевой коммуникации.

А потому, при всей нашей скромности, мы все же вынуждены признать, что венцом творения является homo audiologo. Вначале было слово.

Каким образом в процессе эволюции возникла устная речь? Не только наш слух, но и слух многих животных приспособлен не столько к обработке непрерывных сигналов, сколько к определению временных изменений параметров этого сигнала.

Уже в стволе мозга, то есть, в относительно периферийной части слухового пути, находятся группы нейронов, которые преимущественно отмечают начало и конец акустического раздражителя.

А потому сигналы, изменяющиеся во времени, привлекают больше внимания, чем непрерывные раздражители.

Мы не станем вдаваться в дискуссию о целях эволюции. Однако именно это свойство, в сочетании с все возрастающей мощностью центральной обработки, позволило нашим предкам использовать для коммуникации акустические сигналы с временной модуляцией. Причем мы научились не только слышать их, но и произносить.

Ученые считают древнейшим доказательством использования примитивной речевой коммуникации организованную охоту на крупных зверей, которая проводилась еще 300 000 лет назад. Поначалу речь служила вовсе не для того, чтобы воспевать красоты природы, она компенсировала физическую слабость человека.

Дифференцированная организация, с одной стороны, расширяла власть социального индивидуума, а с другой стороны, нуждалась в дифференцированной коммуникации. Разумность отдельно взятого индивида является необходимым, но не достаточным условием для добывания мамонта.

Успех зависит от способности многих договориться между собой.

«Замороженная речь»

На протяжении истории нашего развития слух превратился в важнейший входной канал нашего мозга. Большую часть знаний, накопленных в мозгу, мы приобрели благодаря речевой коммуникации. Как только мы овладеваем устной речью, в процессе чего мозг проводит огромную и уникальную работу, мы можем расширять свои знания и без слуха, читая книги и журналы.

Но даже речь, воспроизведенная в письменном виде, в конечном счете, восходит к первоначальной акустической информации. В определенной степени ее можно назвать «замороженной устной речью». Хотя глаз может за одну и ту же единицу времени справляться с большим количеством информации, но самым эффективным источником информации все же является слух.

Источник: https://satkazan.ru/articles/znachenie-sluha-v-nashey-jizni

Орган слуха

Орган слуха у человека – это парный орган, предназначенный для восприятия звуковых сигналов, что, в свою очередь, влияет на качество ориентировки в окружающей среде.

Каково значение органа слуха: слуховая система человека

Звуковые сигналы воспринимаются при помощи звукового анализатора, основной единицей строения которого являются фонорецепторы. Проводит информацию в виде сигналов слуховой нерв, входящий в состав преддверно-улиткового нерва.

Конечный пункт приема сигналов и место их переработки – корковый отдел слухового анализатора, расположенный в коре больших полушарий, в височной ее доле. Более подробная информация о строении органа слуха представлена ниже.

Строение органа слуха

Орган слуха у человека – ухо, в котором выделяют три отдела:

  • Наружное ухо, представленное ушной раковиной, наружным слуховым проходом и барабанной перепонкой. Ушная раковина состоит из эластического хряща, покрытого кожей, и имеет сложную форму. В большинстве случаев она неподвижна, ее функции минимальны (по сравнению с животными). Длина наружного слухового прохода составляет от 27 до 35 мм, диаметр – порядка 6-8 мм. Его основная задача – проводить к барабанной перепонке звуковые колебания. Наконец, барабанная перепонка, образованная соединительной тканью, является наружной стенкой барабанной полости и отделяет среднее ухо от наружного;
  • Среднее ухо размещается в барабанной полости – углублении в височной кости. В барабанной полости располагаются три слуховые косточки, известные как молоточек, наковальня, стремечко. Кроме того, в среднем ухе имеется евстахиева труба, соединяющая полость среднего уха с носоглоткой. Взаимодействуя друг с другом, слуховые косточки направляют звуковые колебания к внутреннему уху;
  • Внутренне ухо представляет собой перепончатый лабиринт, расположенный в височной кости. Внутренне ухо делится на преддверие, три полукружных канала, улитку. Непосредственно к органу слуха относится лишь улитка, в то время как два других элемента внутреннего уха – часть органа равновесия. Улитка имеет вид тонкого конуса, закрученного в форме спирали. По всей длине она при помощи двух мембран делится на три канала – лестницу преддверия (верхний), улитковый проток (средний) и барабанную лестницу (нижний). При этом нижний и верхний каналы заполнены специальной жидкостью – перилимфой, а улитковый проток заполняется эндолимфой. Основная мембрана улитки содержит кортиев орган – аппарат, который воспринимает звуки;
  • Кортиев орган представлен несколькими рядами волосковых клеток, выполняющих функции рецепторов. Кроме рецепторных клеток кортиев орган содержит покровную мембрану, нависающую над волосковыми клетками. Именно в кортиевом органе происходит преобразование колебаний жидкостей, заполняющих ухо, в нервный импульс. Схематически этот процесс выглядит следующим образом: звуковые колебания передаются с жидкости, заполняющую улитку, на стремечко, благодаря чему мембрана с расположенными на ней волосковыми клетками начинает колебаться. Во время колебаний они касаются покровной мембраны, что приводит их в состояние возбуждения, а это, в свою очередь, влечет за собой образование нервного импульса. Каждая волосковая клетка соединена с чувствительным нейроном, совокупность которых образует слуховой нерв.
Читайте также:  Шум в ушах: что делать и как лечить

Болезни органов слуха

Защита органов слуха и профилактика заболеваний должна носить регулярный характер, поскольку некоторые болезни способны вызвать не только расстройство слуха и, как следствие, ориентации в пространстве, но и повлиять на чувство равновесия. Кроме того, достаточно сложное строение органа слуха, некоторая изолированность ряда его отделов нередко затрудняют диагностику заболеваний и их лечение.

Наиболее распространенные болезни органа слуха можно разделить на четыре условные категории: воспалительные, невоспалительные, возникшие в результате травмы и вызванные грибковой инвазией:

  • Воспалительные заболевания органа слуха, среди которых часто встречающимися являются отит, лабиринтит, отосклероз возникают после перенесенных вирусных или инфекционных заболеваний. К проявлениям отита наружного уха относят нагноения, боль и зуд в районе слухового прохода. Иногда симптомом является ухудшение слуха. При отсутствии своевременного лечения отит нередко переходит в форму хронического, либо дает осложнения. Воспаление среднего уха сопровождается повышением температуры, выраженным ухудшением слуха, резкой стреляющей болью в ухе. Появление гнойных выделений служит признаком гнойного отита. При запоздалом лечении этой болезни органа слуха велика вероятность возникновения повреждений барабанной перепонки. Наконец, отит внутреннего уха вызывает головокружение, стремительное падение качества слуха, неспособность сфокусировать взгляд. Осложнениями этого заболевания могут являться лабиринтит, менингит, абсцесс головного мозга, заражение крови;
  • Невоспалительные заболевания органа слуха. К таковым относят, в частности, отосклероз – наследственное поражение кости ушной капсулы, вызывающее снижение слуха. При другом заболевании уха – болезни Меньера – увеличивается количество жидкости в полости внутреннего уха, которая оказывает давление на вестибулярный аппарат. Признаками болезни являются рвота, тошнота, шум в ушах, прогрессирующее снижение слуха. Еще одной разновидностью невоспалительных заболеваний является неврит преддверно-улиткового нерва. Он может спровоцировать возникновение тугоухости. Чаще всего для лечения невоспалительных болезней уха применяются хирургические методы, оттого важна своевременная и тщательная защита органов слуха, что позволит предотвратить ухудшение течения заболеваний;
  • Грибковые заболевания органа слуха, как правило, вызываются условно-патогенными грибами. Течение таких заболеваний осложненное, нередко ведет к сепсису. В некоторых случаях отомикозы развиваются в послеоперационный период, при травматических повреждениях кожи и др. При грибковых заболеваниях частыми жалобами пациентов становятся жалобы на выделения из уха, постоянный зуд и шум в ушах. Лечение заболеваний длительное, но наличие грибка в ухе не всегда провоцирует развитие заболевания. Должная профилактика и уход за органами слуха не позволит болезни развиться.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://www.neboleem.net/organ-sluha.php

Строение и функции органа слуха человека

Несмотря на то что большую часть информации об окружающем мире мы получаем с помощью зрения, именно слух сыграл важнейшую роль в формировании центров восприятия, анализа и синтеза речи человеческого языка. Если бы человек был лишён слуха, то не было бы нашей цивилизации, поскольку вся она базируется на накопленных ранее знаниях.

В настоящее время эти знания передаются с помощью письменной информации, но мы забываем, что без языка было бы невозможным создание любого алфавита и письменной речи. А язык, в свою очередь, невозможен без работы органа слуха. Ведь височная кора, высшие и подкорковые центры слуха воспринимают собственные произнесенные слова.

И в этом смысле значение слуха намного больше, чем просто ориентация человека в природе. Каково строение органа слуха?

Есть простой пример: при внезапном звуке выстрела человек всегда непроизвольно моргает.

Иначе никак нельзя объяснить этот рефлекс, как непосредственным переключением чувствительных нейронов с подкоркового центра анализа слуха на моторные нейроны, ведущие к ядрам лицевого нерва, который иннервирует мимическую мускулатуру лица, а также круговую мышцу глаза, которая и предохраняет глаза от возможного повреждения. Но этот пример относится к анатомии центральной нервной системы. А как устроен орган слуха у человека?

Строение органа слуха

Орган слуха человека является структурой, отражающей внешнее чувство. Он представлен тремя отделами: наружным (периферия), средним, и внутренним (лабиринт) ухом. Границы этих трёх отделов четко обозначены, и каждый из отделов имеет свою функцию. Опишем кратко анатомическое строение каждого из отделов.

Наружные отделы уха

Строение органа слуха обычно начинают изучать с наружного уха. Наружное ухо — это внешний отдел слухового органа, и представлено:

  • ушной раковиной, которая является хрящом, покрытым сверху кожей;
  • наружный слуховой проход, который имеет хрящевую наружную и костную ткань.

Заканчивается периферическое (наружное) ухо своеобразной преградой, улавливающие звуки. Она напоминает мембрану, и именуется барабанной перепонкой. Эта структура является латеральной, или боковой границей барабанного пространства, или полости, расположенной внутри пирамидки височной кости. Она является преградой, которая разобщает наружное и среднее ухо.

Средний отдел уха

Среднее ухо полностью находится в глубине височной кости. Это барабанная полость, занимающая небольшой объем. В ней находится цепочка миниатюрных слуховых косточек. Также к структурам этого отдела относится слуховая труба.

Ее также называют евстахиевой, и она служит для того, чтобы воздух из ротовой полости беспрепятственно проникал в полость среднего уха, и выравнивал показатели давления снаружи и внутри.

В том случае, если давление будет различным, то проведение звуковых колебаний по цепочке косточек к внутреннему уху будет нарушаться.

Цепочка слуховых косточек расположена в направлении от перепонки к улитке, и они являются самыми мелкими костями человеческого организма. Они называются соответственно своей форме:

  • молоточек;
  • наковальня;
  • стремечко.

Строение слуховых косточек таково, что они образуют два самых маленьких сустава в человеческом организме, которые обладают гибкой подвижностью. Кроме цепочки косточек, в полости среднего уха, которая по объему не более одного кубического сантиметра, находятся две небольшие мышцы.

Они поддерживают нужное натяжение барабанной перепонки, создают тонус в цепи звуковых косточек, способствуют адаптации звукопроводящего аппарата колебаниям различной громкости и предохраняют улитку от чрезмерных раздражителей.

Смыслом существования слуховых косточек является передача вибрации от барабанной перепонки снаружи внутрь, на овальное окно преддверия.

Это вход в улитку, где проводится анализ звуковых волн (лабиринт, расположенный в структуре внутреннего уха).

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо, или лабиринт, иначе называется преддверно-улитковым органом. Строение органа слуха в этом отделе более сложное: это периферический анализатор притяжения, или гравитации вместе с равновесием, и улитка, или анализатор звуков. У человека они представлены двумя обособленными структурами, но при этом они взаимосвязаны между собой.

Непосредственной структурой, воспринимающей упругие волны звука, распространяющиеся в воздухе, является спиральный орган. Внутри спирального органа находится около 24000 различных слуховых струн, которые очень маленькие, и натянуты внутри улитки по окружности.

Те из них, которые резонируют в ответ на низкие колебания, являются более длинными и более толстыми, а резонирующие в ответ на высокие частоты, являются более короткими и более тонкими.

Такая анатомия характерна для всех млекопитающих, и отличается только расположением, числом и калибром струн. Все слуховые струны находятся внутри эндолимфы, особой, прозрачной жидкости, на которую и передаются колебания цепочки слуховых косточек.

В результате колебания струн образуется слабый электрический ток, таким образом, улитка функционирует, как микрофон, распознающий различные колебания.

Функции органа слуха

Какие функции выполняют отделы органа слуха человека? Самая простая функция у наружного уха. Эта конструкция не что иное, как приспособление для пассивного улавливания звуковых волн, и передать их на упругую мембрану, которая называется барабанной перепонкой.

Также ухо защищает слуховой проход. Внутри него вырабатывается особый экзокринный секрет, который называется ушной серой. Ушная сера защищает барабанную перепонку, она не должна увлажняться и разбухать, иначе она будет плохо проводить звук.

Поэтому сера препятствует ее смачиванию, во время мытья.

Среднее ухо появилось только тогда, когда жизнь на земле вышла на сушу, и воздух стал основной средой для распространения звука. Функция среднего уха — это передавать звуковые волны с упругой мембраны, или барабанной перепонки, на цепочку косточек — трансмиттеров, и далее на улитку.

Иными словами, среднее ухо предназначена для того, чтобы сигнал из воздуха, уловленный наружным ухом и попавший на перепонку, передавался уже по надежной системе косточек, то есть перешёл в плотную (костную) среду.

В цепи слуховых косточек распространение звуковых волн происходит быстрее, чем в воздушной среде.

Функция лабиринта — это передача звука на упругую жидкость, или эндолимфу, анализ колебаний, и возбуждение электрического тока. Этот электрический ток является афферентным нервным импульсом, который поднимается в центральную нервную систему, в составе особого нерва.

Заболевания органа слуха

Сложная функция слухового органа может нарушаться в разных его отделах. Наиболее часто встречаются гнойно — воспалительные и дистрофические дегенеративные заболевания. Примером воспалительных заболеваний являются отиты, например ,острый гнойный средний отит, а примером дистрофический дегенеративного процесса является нейросенсорная тугоухость.

Современный человек часто находится в агрессивной звуковой среде. Различные промышленные звуки, шум поездов метро и авиационных двигателей, громкая музыка, источники низких частот, такие как сабвуферы, могут вызывать не только порчу слуха, но и неврологические заболевания.

Поэтому, чтобы избежать повышенной нагрузки на орган слуха человека, нужно регулярно проверять его. Для этого можно просто посетить ЛОР — врача, который с помощью проверки шепотной речи и специальных таблиц определит остроту слуха, и способность различать различные частоты.

В сомнительных случаях применяются более серьезные методы, например, аудиометрия.

Источник: https://StopOtit.ru/stroenie-i-funktsii-organa-sluha-cheloveka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector