Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Дети с нарушением слуха являются особой группой социума, поскольку у них нет возможности полноценного общения с окружающей средой.

Ведь слух является средством восприятия мира, который наполняют разные звуки: смех и голоса людей, шорох листвы и пение птиц.

Полная или частичная потеря слуха у ребенка – единственный физический дефект, который приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития маленького человека.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Согласно статистике, 15 из 1000 новорожденных имеют проблемы со слухом. Сейчас в мире более 500 миллионов людей, которые страдают частичной или полной потерей слуха. Глухота порождает расстройства речи. Слабослышащие дети плохо воспринимают как собственные слова, так и разговоры других людей. Из-за этого им сложно научиться говорить.

Причины глухоты у детей

Нарушение слуха у детей – это полное (глухота) или частичное (тугоухость) снижение способности обнаруживать и понимать звуки. Причин такого явления несколько:

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

  1. Наследственность (врожденное нарушение, которое передается детям от их глухих родственников).
  2. Отклонения, связанные с беременностью и родами (инфекционное заболевание будущей мамы, родовые травмы, прием беременной женщиной запрещенных медицинских препаратов, появление на свет недоношенного ребенка).
  3. Детские инфекционные заболевания (менингит, скарлатина, энцефалит, осложнение гриппа, паротит, свинка).
  4. Черепно-мозговые травмы в раннем возрасте.
  5. Хроническое воспаление уха.
  6. Неправильное медикаментозное лечение.

Как определить нарушение у ребенка

Родители могут самостоятельно с помощью несложных приемов проверить слух ребенка на первом году его жизни. Для этого нужно повнимательнее присмотреться к младенцу и выяснить, выполняет ли он следующие действия:

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

  1. Малыш реагирует криком или широко открытыми глазами на громкие звуки.
  2. Ребенок обращает внимание на голос мамы.
  3. В возрасте 4 месяцев поворачивает голову на голоса людей и звуки, издаваемые игрушками.
  4. В возрасте 1,5-4 месяцев начинает произносить разные звуки, которые в следующие месяцы жизни переходят в более или менее понятную речь.

Кроме того, диагностировать слуховые нарушения у младенца с первых месяцев жизни помогут специалисты. В некоторых странах Европы для этого используют универсальный скрининг – современную технологию, которая помогает безболезненно проверить слух у новорожденного путем исследования работы улитки внутреннего уха. Кроме того, всегда можно обратиться за помощью к детскому врачу.

Классификация детей с нарушением слуха

Р.М. Боскис выделяет две группы ребят с нарушениями слуха: глухие и слабослышащие. К первой группе относят детей, которые не могут естественно воспринимать речь и самостоятельно ей овладеть.

Глухих малышей и подростков делят еще на два типа: рано оглохших и поздно оглохших.

К первому виду относят тех, кто потерял слух в раннем возрасте, до того, как начал говорить. В большинстве случаев такие дети воспринимают только очень громкие и резкие звуки.

Поздно оглохшими являются те, кто потерял слух вследствие травмы или болезни уже после того, как немного овладел речью. В таком случае родители могут сохранить речевые навыки своего ребенка, занимаясь с ним закреплением выученных слов и обучая чтению по губам.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знатьСлабослышащие (или тугоухие) – это ребята с частичной потерей возможности слышать. У них наблюдают затрудненное речевое развитие, но в то же время самостоятельное освоение речевого запаса слов.

Б.С. Преображенский исследовал детей с проблемами слуха и выделил 4 группы слабослышащих:

  1. Легкая тугоухость (ребенок различает разговорную речь на расстоянии 6-8 м).
  2. Умеренная степень тугоухости (может хорошо слышать на расстоянии 4-6 м).
  3. Значительная степень тугоухости (воспринимает слова и целые предложения на расстоянии 2-4 м).
  4. Тяжелая степень тугоухости (разговорная речь улавливается на расстоянии до 2 м).

Французский врач Института глухонемых в Париже Итар сделал такую классификацию слабослышащих:

  1. Малыши, которые слышат громкую речь возле самого уха.
  2. Ребята, различающие гласные и согласные буквы.
  3. Дети, которые воспринимают только некоторые гласные и согласные.
  4. Не различающие слов, но слышащие разные звуки (звонок в двери, гром и т.д.).
  5. Полностью глухие.

Западные ученые различают 3 степени тугоухости – легкую, среднюю и тяжелую – и 3 группы глухоты: полную, почти полную, частичную.

Речь слабослышащих детей

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знатьОбучение речи ребенка сильно зависит от степени снижения слуха. Чем меньше малыш слышит, тем хуже он говорит. В особо тяжелых случаях, когда ребенок почти ничего не слышит, он может быть глухонемым. Неслышащие дети нуждаются в специальном обучении сурдопедагога.

  • Врачи утверждают, что дети, которые потеряли слух в возрасте до 2 лет, когда речь еще была несформированной, без ранней помощи не могут общаться с людьми всю оставшуюся жизнь.
  • Если же малыш перестал слышать в 3-3,5 года, его речь еще можно сохранить с помощью специального обучения.
  • В 4-5 лет слабослышащий ребенок также забывает все выученные слова и фразы, если с ним сразу же не начнет заниматься специалист.
  • Потеря слуха в 6-7 лет может сильно испортить речь маленького человека без немедленной помощи специалиста.

Для того чтобы ребенок не смог нормально овладеть своей речью, достаточно даже частичной глухоты. Частичная потеря слуха в возрасте до 3 лет способствует значительной задержке и недоразвитию речи, а после 3 лет может полностью сохраниться благодаря обучению специалиста.

Поздно оглохшие дети отличаются от тех, кто потерял слух в раннем возрасте. Такие ребята уже владеют речью и поступают в специальные школы, где их учат читать по губам.

Речевое развитие маленького ребенка полностью зависит от взрослых. При своевременном обнаружении потери слуха у малыша и специальной помощи слух можно сохранить.

Лечение детей с плохим слухом

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Современная медицина может упростить жизнь детям с такими проблемами. Не потерять речевых навыков с ухудшением слуха дошкольникам поможет слуховой аппарат. Хороший специалист сможет подобрать ребенку правильное устройство, которое будет усиливать звуки и поспособствует эффективному речевому развитию ребенка. Есть несколько видов слуховых аппаратов:

  • заушные, которые располагаются за ухом;
  • внутриушные, находящиеся в ушном проходе;
  • внутриканальные, которые позволяют аппарату проникнуть глубоко в ухо;
  • Open-Fit (“открытое ухо”) – современные слуховые аппараты, почти незаметные невооруженным глазом.

Кроме слуховых аппаратов есть много медикаментозных и хирургических способов лечения глухоты, которые каждому маленькому пациенту индивидуально подбирает врач. Ведь сильная потеря слуха может отобразиться на эмоциональном и психическом состоянии ребенка. Если он чувствует себя не таким, как все, проявляет постоянную раздраженность и агрессию, его следует показать психологу.

В наше время детская глухота не является приговором. Дети с нарушениями слуха могут стать полноценными членами общества, если ими займутся родители и специалисты. Глухие или слабослышащие малыши будут чувствовать себя счастливыми в позитивной эмоциональной среде и стабильной семейной атмосфере. Их будущее в руках любящих людей.

Источник: https://otitanet.ru/statji/deti-s-narusheniem-sluxa.html

Нарушение фонематического слуха у детей: причины, обследование, лечение и коррекция

Без способности слушать и понимать речь нельзя научиться правильно говорить, общаться, получать нужную информацию. Поговорим о фонематическом слухе и его нарушениях в детском возрасте.

Определение

Фонематический слух – это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы – это фонематический слух. Анализатор звуков включается у ребенка сразу после рождения.

Он прислушивается к голосам, реагирует на них. Спустя 6-7 месяцев подражает разговорам взрослых, копируя слоги, отдельный звуки. К 12 месяцем – говорит первое слово.

Таким образом формируются акустические образы отдельных фонем. Дети могут их смешивать, заменять, это считается нормой до определенного возраста. К 4 годам, малыш должен хорошо усвоить технику произношения большинства звуков родного языка.

Исключение составляют только Р – Л. Если этого не произошло, то можно говорить о дислалии – фонематическом нарушении слуха.

Важно, чтобы неправильное произношение не вошло в привычку, ребенок должен научиться контролировать четкость речи, внимательно прислушиваться к окружающим, себе.

Как проявляется

Смешения звуков, замена провоцируют дислалию. Ее наличие можно определить по следующим признакам:

  • Нарушение звукопроизношения. Замена звука, например, звонкие воспринимаются, произносятся как глухие, твердые как мягкие.
  • Пропуск согласных, гласных фонем в словах, перестановка их местами, постановка лишних звуков. Например, сЛободный, вместо сВободный, дереЛа вместо дерево и т.д.
  • Слабая дифференциация схожих фонем, их замена в устной, письменной речи. Например, смешение и замена с, з, ш – крыса вместо крыша, сук вместо жук.

Нарушение фонематического слуха у детей ведет к ошибкам в грамматике. Наиболее часто встречающиеся орфографические ошибки – это безударные гласные, удвоенные согласные, глухие на конце слова. Школьник просто не слышит ударный звук.

Он схож для него с безударным, поэтому затрудняется в подборе проверочного слова. В школе такие дети оказываются неуспевающими не по причине умственной отсталости или слабо развитого интеллекта, а из-за нарушения фонематического слуха.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Причины

За речевой слух отвечают центральная и периферическая нервная система. Негативное влияние, оказанной на них, является толчком к акустическим дисфункциям. Основными причинами заболевания могут стать:

  • Ослабление организма в любом возрасте, особенно раннем
  • Инфекционные заболевания
  • Проблемы пищеварением

Недостаток витаминов, минеральных веществ ведет к вялости, замкнутости, апатичности. Слабеет внимание, уровень концентрации, память.

  • Заболевания щитовидной железы

Особенно опасен гипотиреоз в раннем возрасте, у новорожденных детей. Недостаток гормонов или их изобилие оказывают сильнейшее влияние на мозговые процессы, психическое развитие.

Ребенку сложно сконцентрироваться, он не прислушивается к разговорам взрослых, их речи. Улавливает фонемы отрывочно, так же воспроизводит.

  • Тугоухость
  • Травмы головы, органов речи и слуха
  • Неблагоприятная социальная среда
  • Отрицательный пример

У родителей есть явные, запущенные дефекты речи, которые не были исправлены в детстве.

Вне зависимости от причин нарушения фонематического слуха, следует обращаться к логопеду, ларингологу, неврологу как можно раньше. Только специальное обследование, выявление причин заболевания помогут поставить диагноз, вовремя скорректировать дефекты.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Диагностика

Важно проводить обследование фонематического слуха у дошкольников, до поступления в первый класс. Их делают логопед, дефектолог и родители. Диагностические методики разработаны Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной. Обследования успешно применяют в школе, детском саду, на комиссии ПМК.

Специалист по работе с детьми использует следующие способы диагностики дефектов акустики и речи:

  • Определение источника звука (неречевого)

Испытуемому предлагается послушать с закрытыми глазами музыкальный инструмент, а потом сказать, какой их них издавал звук. Используются бубны, погремушки, барабаны, колокольчики.

  • Различение фонематически схожих слов

Упражнение “Внимательные ушки”.

Перед исследуемым лежат картинки с изображением знакомых ему предметов. Это фрукты, животные, игрушки и т.д. Взрослым произносит группу слов, похожих друг на друга фонетически, одно из них называет нарисованный предмет. Испытуемый должен поднять картинку тогда, когда услышит правильное название изображения.

Например, на картинке груша. Взрослый медленно произносит: груфа, глюся, груша, глуса и т.д.

Любое поднятие картинки без точного названия считается ошибкой.

Еще один вариант проведения диагностики с помощью одинаковых по звучанию слов – это “Покажи сам”. Дошкольник получает картинки с изображением предметов. Например, кочка -почка -дочка; коза-коса-лоза;лужи-лыжи т.д. по просьбе педагога указывает на предмет, который ему назвали.

Проверяется способность отличить мягкие – твердые, глухие – звонкие согласные, путем повторения услышанного.

Педагог говорит: Ча-тя-ча, му-мя-ма. Ребенок должен повторить группу слогов.

  • “Хлопни в ладоши”
  • Дошкольник слушает набор звуков, хлопая в ладошки, если заметил указанную логопедом фонему.
  • Например, найди в звуковом ряду М.

Обследования базируются на выделении отдельных фонем в слове. Например, ударной гласной, первого звука или последнего, количества фонем до и после нужного звука.

Для анализа предлагаются слова из 3 звуков, если ребенку более 5 лет – из 4-5.

  • Представление фонемы и подбор слова

Более сложное исследование, основанное на фонематическом анализе представлений. Исследуемый должен назвать слова с нужной буквой, например, Д. Или выбрать изображение на картинке, в названии которого 4-5 букв.

По результатам диагностики нарушения фонематического слуха педагог:

  1. составляет индивидуальную программу коррекции дефектов;
  2. направляет на дальнейшее медицинское обследование при необходимости выявлении причин заболевания.

С помощью этих методов анализа можно проследить динамику развития акустических способностей, эффективность коррекционных мероприятий.

Коррекция

Нарушение фонематического слуха у детей лечится комплексно. Что пропить или как заниматься, нужно узнавать у специалистов: невролога, психиатра, логопеда, дефектолога. Медицинская помощь оказывается вместе с активными занятиями с педагогами.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Медикаментозное лечение

С помощью лекарств нельзя научить говорить, но их применение способствует улучшению функционального состояния мозга, кровотока.

Повышение работоспособности мозга напрямую связано с увеличением объема памяти, способностью концентрации внимания.

Читайте также:  В ухе как будто вода: причины ощущения жидкости в ушах

Малышам приходится много трудиться, стараться запоминать новое, следить за своей, чужой речью. Таблетки, уколы помогают ему в этом сложном процессе.

  1. Чаще всего невролог и врач логопед назначают:
  2. Стимулирует ЦНС, уменьшает возбудимость, повышает умственную работоспособность.
  3. Снимает эмоциональное напряжение, агрессивность, улучшает сон.

Нормализует обмен веществ в тканях и кровообращение в мозге. Снимает чувство страха, тревоги, повышает работоспособность.

Восстанавливает функции мозга после травм, стрессов. Улучшает память, внимание, повышает уровень обучаемости.

Одновременно с приемом медикаментов назначается массаж, ЛФК. Родителям так же следует следить за питанием малыша. Добавлять в рацион больше мясных блюд и фруктов. Обратить внимание на уровень гемоглобина.

Коррекционная работа

Заключается в том, чтобы научить ребенка анализировать слова, прислушиваться к речи окружающих, копировать ее без ошибок. Для этого понадобятся занятия с логопедом, дефектологом. Именно специалисты подробно расскажут родителям, как развить фонематический слух дополнительно, дома после занятий в детском саду или школе.

Методика устранения дефектов основывается на нескольких этапах:

  • Фонематическая тренировка

Узнавание неречевых звуков

  • Развитие умения различать высоту, тембр, темп чужой и своей речи.
  • Различение набора похожих фонем.
  • Дифференциация отдельных слогов.
  • Умение выделять фонемы в слове, их анализировать.

Лучше всего проводить занятия в форме игры, не нагружая дошкольника.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Упражнения необходимо делать ежедневно, по нескольку раз. Например, днем позанимается с педагогом, а вечером родители поиграют с ним в игры:

  • “Узнай слово”
  • “Повтори за мной”
  • “Поставь правильно ударение”

Дошкольникам нужно заниматься 15-25 минут, школьником около 40.



Следите за своей речью, не сюсюкайте, говорите четко, громко. Не жалей те времени на занятия дома. Ваш ребенок будет успешным в школе и жизни, благодаря небольшим усилиям с вашей стороны и огромной работе над собой.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/narushenie-fonematicheskogo-sluha

Дети с нарушением слуха и их развитие: характеристики и воспитание слабослышащих детей

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Дети с нарушением слуха всегда развиваются по особому пути, ведь один из способов восприятия мира у них искажен или изолирован вовсе. Чтобы восполнить недостающую информацию, которую в норме ребенок получал бы из звуков, организм переключается на компенсаторный режим. Есть ряд особенностей воспитания, которые просто необходимо знать родителям, няням и воспитателям детей с нарушением слуха.

Причины нарушения слуха у детей подразделяются на 3 большие группы:

  1. Наследственные, когда изначально изменена сама структура некоторых отделов уха, при этом имеется сочетание с дефектами развития других органов.
  2. Внутренние и внешние вредные факторы, которые вызвали нарушение развития органа слуха у плода без наследственной отягощенности. Это, например, тяжелые инфекции – токсоплазмоз, грипп, герпес, корь, скарлатина и туберкулез. В эту же группу относят травмы матери на раннем сроке гестации, прием антибиотиков, алкоголь, резус-конфликт.
  3. Заболевания, перенесенные в раннем возрасте здоровым при рождении ребенком – острый средний отит, корь, инфекционный паротит, грипп, аденоидные разрастания. Сюда же включают травмы – в результате ДТП и/или падения с высоты. Вред может нанести прием высоких доз антибиотиков – аминогликозидов, которые проявляют выраженное ототоксическое действие.

В некоторых случаях установить конкретную причину не удается, поскольку действуют несколько негативных факторов одновременно.

Меры по профилактике нарушений слуха у детей – правильное ведение беременности, избегание всевозможных вредных воздействий, здоровый образ жизни и тщательное выполнение советов педиатра по уходу за младенцем.

Первичное обследование проводится сразу же после рождения малыша. У детей до 2-летнего возраста в ответ на речь или звуки срабатывают безусловные реакции.

В норме это приводит к тому, что голова поворачивается в сторону источника звука, малыш смеется и улыбается, начинает моргать глазами или зажмуриваться. Если родители этого не заметили, то показано посещение врача-сурдолога.

Специалист окончательно определяет, есть ли отклонение и какова его природа.

Детям старше 2 лет, которые уже умеют разговаривать, называют слова из списка Неймана высокой и низкой частоты. Важно, что произносят их шепотом, средним и громким голосом, оценивая реакцию ребенка.

Диагностика детей с нарушениями слуха преследует 3 основные задачи:

  • оценить общий уровень развития ребенка;
  • определить остроту слуха;
  • проанализировать речевые навыки.

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушением слуха начинается с установления доверительного контакта между педагогом-психологом и ребенком. После беседы с родителями и маленьким пациентом специалист оценивает следующие параметры:

  • наличие признаков основного заболевания;
  • соответствие биологического возраста ребенка его уровню физического развития;
  • развитие мелкой и крупной моторики;
  • согласованность и темп движений рук;
  • определение доминирующей руки;
  • оценка познавательной деятельности (мышление, воображение, концентрация внимания, память на ближайшие и отдаленные события).

Методики диагностики детей с нарушениями слуха включают в себя:

  • счет в прямом и обратном направлении;
  • запоминание простых слов и возможность их повторить;
  • называние предметов, изображенных на картинках;
  • ответы на стандартные вопросы и т.д.

Чтобы педагогам удавалось добиваться оптимальных результатов обучения, на практике применяется классификация детей с нарушением слуха Рахили Марковны Боскис, учитывающая психологические особенности и педагогический подход. Выделяют следующие категории детей с нарушением слуха:

  1. Глухие дети и оглохшие рано – с врожденной тугоухостью или потерявшие слух до овладения речью. Без адекватного слухопротезирования не могут ни воспринять речь, ни научиться говорить. Можно научить читать слова по губам.
  2. Глухие, сохранившие речь – успели овладеть речью в раннем возрасте, слух потеряли позже. У них есть навыки речевого общения, но им необходимо длительное обучение с педагогами, чтобы речь не распалась. Важно развить слухозрительное восприятие речи.
  3. Тугоухие или слабослышащие – могут самостоятельно овладеть простейшими речевыми навыками, но сложности в словесном общении требуют серьезной коррекционной работы.

Тщательное обследование ребенка позволит правильно оценить задачи умственного развития детей с нарушением слуха и следовать им, не тратя драгоценное время на то, что не принесет результата.

Дети с нарушениями слуха имеют отличительные черты развития. Для познавания внешнего мира в наибольшей степени задействован зрительный анализатор, особенно у неслышащих с рождения малышей.

Однако зрительное восприятие имеет свои особенности. Ребенок воспринимает предметы на основе частных деталей и элементов, общие характеристики уходят на второй план.

Поэтому перевернутая картина или машинка другого цвета вызывают уже некоторые трудности в узнавании.

В дошкольном возрасте доминирующее развитие органа зрения приводит к тому, что речь окружающих ребенок «понимает» по губам. Однако, чтобы этот навык сформировался, с дошкольником и школьником следует регулярно заниматься.

У детей с расстройствами слуха обострена кожная чувствительность. Они улавливают даже минимальную разницу в тактильных ощущениях. Это компенсаторная гипертрофия при недоразвитии одного из органов чувств, необходимая для познания внешнего мира.

Нарушение слуха у детей дошкольного возраста: важно знать

Особенности детей с нарушениями слуха различны в том или ином возрасте. В каждом отдельном случае выстраивается стратегия воспитания и обучения малыша в зависимости от того:

  • насколько сильно снижен слух;
  • есть ли дефекты речи;
  • проводилось ли лечение;
  • уровня психического развития ребенка.

До года у малышей зачастую отсутствуют какие-либо симптомы, поскольку они ведут себя так же, как другие дети – кричат, плачут.

Однако особенности развития слабослышащих детей даже в этом возрасте присутствуют – агуканье и лепет начинается значительно позже, а плач ребенка безэмоционален и никак не меняется.

На этом этапе очень важно поддержать потребность малыша в общении с мамой – ему необходимо знать, что она будет рядом, когда понадобится. Это, как и дальнейшее воспитание, влияет на нормальное психическое развитие детей с нарушением слуха.

Эмоциональный спектр у детей с расстройством слуха меньше – у них ярко выражены раздражительность и гнев. Но такие нюансы при верном поведении и воспитании корректируются.

И тут важно общение – определяющий фактор развития личности детей с нарушением слуха.

И если в младенчестве ребенку нужно общение с мамой и с членами семьи, то в дошкольном и школьном возрасте важны контакты с другими детьми и взрослыми, с окружающим миром, то есть социальная адаптация.

Общая характеристика детей с нарушением слуха дошкольного возраста – высокая подвижность. Такой активностью они реализуют свой исследовательский потенциал и лучше понимают мир вокруг.

В частности, поэтому ограничивать их в самостоятельности нельзя, опекая и не предоставляя им никакой свободы действий. Такими действиями можно просто ограничить познавательное развитие детей с нарушением слуха.

Возможность самостоятельного принятия решений и обучение заботе о себе напрямую стимулирует развитие интеллектуальных способностей ребенка, ответственность и волю.

Физическое развитие детей с нарушением слуха отличается от нормально слышащих. Это объясняется неполноценным функционированием вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе.

Вследствие этого нарушаются статические и двигательные функции, особенно у детей, плохо или совсем не слышащих с рождения. Такие малыши поздно начинают удерживать головку в вертикальном положении, долго не ходят.

Возникают трудности с беганием, прыганием, лазанием.

Впоследствии навыки статики и ходьбы все же приобретаются. Однако они не совсем координированы, замедленны, ребенок боится высоты, хуже ориентируется в пространстве. Дети до 3 лет, которые плохо слышат, не могут сохранить статическое равновесие, шатаются, если стоят на одной ножке.

Исследователи выделяют еще ряд особенностей физического развития у малышей с нарушениями слуха:

  • шаркающая походка;
  • шаткость при ходьбе;
  • чрезмерная шумность при выполнении заданий и порученной работы;
  • рост и вес ниже среднестатистических;
  • слабость мышц и быстрая утомляемость;
  • мышечная гипотония;
  • повышенная потливость и другие вегетативные проявления.

Речь ребенка с нарушениями слуха формируется через сохраненные анализаторы. В первую очередь, это зрительный, затем кожный и двигательный.

У детей, у которых хоть в минимальной степени сохранен слух, можно сформировать речевые навыки. Они, как правило, имеют несколько искаженную форму – нарушается произношение и грамматическое построение предложения. Ребенку тяжело воспринимать речь окружающих и написанный кем-то текст.

Словарный запас детей с нарушениями слуха ограничен, причем как пассивная (восприятие речи), так и активная (использование речи) составляющая.

Лучше всего понимаются те слова, которыми ребенок пользуется в жизни.

Такие дети редко употребляют абстрактные слова (например, счастье, радость, скука), синонимы и слова, указывающие на части целого (например, шнурок от ботинка, пуговицы и рукава от рубашки).

Подобное развитие речи объясняется особенностями слухового восприятия:

  • ограниченный запас слов;
  • недостаточный речевой опыт;
  • способность расслышать только среднюю часть слова (начальные и конечные звуки воспринимаются с трудом).

Помощь психолога родителям детей с нарушением слуха просто необходима, особенно если они испытают шок от новости о глухоте или тугоухости. Самому ребенку, помимо поддержки родителей, также важна психологическая помощь, особенно если потеря слуха произошла уже в сознательном возрасте. Это позволит ему понять свою уникальность и особенности.

Воспитание глухих и слабослышащих детей проводится на протяжении всего дня. В детском саду и школе работа не прекращается ни на минуту – занятия проводятся в основном в игровой форме. С ребенком в домашних условиях должны общаться все члены семьи.

В зависимости от возраста, уровня развития речевых и познавательных навыков, применяются следующие методы воспитания детей с нарушением слуха:

  • наглядные – наблюдение за происходящим, рассматривание картинок, фильмов, книг, подражание образцу и т.д.;
  • словесные – рассказы, объяснения воспитателя/учителя, чтение беседа, выполнение просьб, детальные инструкции;
  • практические – игры, простейшие опыты, моделирование ситуации;
  • игровые – широко используются среди детей дошкольного возраста.

Важное значение имеет причина проблем со слухом у ребенка – наследственный это недуг, врожденный или приобретенный. Если в первом случае глухота может генетически передаваться от родителей, то врожденная тугоухость может возникнуть ввиду дефекта внутриутробного развития, родовой травмы, болезни. Приобретенные патологии развиваются на фоне болезней и травм.

Нарушение слуха может быть разной степени: от легкой до полной глухоты. Тугоухость зачастую поддается лечению – хирургическому и медикаментозной терапии, корректировке с помощью слухового аппарата или слухового импланта. Очень важно вовремя обратиться к врачу, так как от этого часто зависит развитие ребенка.

Например, чем раньше появились нарушения слуха, тем тяжелее проблемы с речью, а значит и с психологическим развитием. К тому же своевременная терапия в некоторых случаях помогает сохранить допустимый уровень слуха и научиться говорить.

Маленькими пациентами с расстройствами слуха разной этимологии и тяжести занимается врач-сурдолог.

Нарушения слуха могут сопровождаться другими патологиями – слепотой, потерей речи, а также снижением активности и отсталостью в умственном развитии. Но во всех случаях дети с тугоухостью и глухотой поддаются обучению и развитию. Также нарушение слуха и умственная отсталость далеко не всегда сопровождают друг друга.

Читайте также:  Мокнет за ушами у взрослого: причины и лечение

Родителям важно понимать, что несмотря на то, что они не могут получать информацию по одному из привычных нам каналов, дети с дефектами слуха могут быть успешны в учебе и далее в работе и карьере, занимаются спортом и творчеством, в том числе и музыкой.

Сегодня не существует серьезных ограничений для дееспособности детей с нарушением слуха.

Особенности общения и воспитания помогают реализоваться таким детям в полноценных личностей, ведь умственное и познавательное развитие детей с нарушением слуха отличается лишь методами передачи информации.

Слух – лишь один из органов чувств. И если у ребенка сохранилось зрение, возможность двигаться, вкусовые ощущения и обоняние, это дает ему возможность успешно развиваться как психологически, так и интеллектуально.

Для полноценного развития детей с нарушениями слуха важна коррекционная работа. Она позволяет обучать ребенка устной речи благодаря интенсивному вовлечению в процесс слухового анализатора. Именно на этом принципе основан профессиональный подход сурдопедагога.

Коррекционная работа с детьми с нарушением слуха включает в себя несколько важных звеньев:

  1. Создание необходимой среды. Ребенок должен слышать речь (как можно больше). С ним много разговаривают, в помещении установлена звукоусиливающая аппаратура. Устная речь в общении должна стать доминирующей. Детей постоянно мотивируют для освоения речевых навыков.
  2. Комплексная слухоречевая диагностика. Важно выявить уровень развития слуха и речи, а также оценить сохраненные возможности, чтобы в будущем их развить в полном объеме. Проводится проверка произношения и понимания речи собеседника. Назначается адекватное слухопротезирование.
  3. Дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем функционирования органа слуха. Постоянный контроль над полученными результатами и перевод ребенка на следующую ступень обучения по мере развития речевых навыков, слухозрительного восприятия и т.д.
  4. Правильное планирование и постановка коррекционных задач для детей с нарушениями слуха с учетом этапов формирования слуховых представлений. Вначале это восприятие на слух, затем речевое различение, опознавание речи и распознавание на слух.

Правильно составленные и проводимые психолого-педагогические программы с детьми с нарушениями слуха – это залог наиболее полной социальной реабилитации ребенка, а значит, успешности его взрослой жизни.

Источник: https://www.youhear.ru/deti-s-narusheniem-sluha-2/

Статья в справочник для родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом"Что нужно знать родителям о нарушении слуха…"

Что нужно знать родителям о нарушении слуха…

Уважаемые родители! За последнее время в нашей стране стали больше уделять внимания ранней диагностике слуха у детей, даже в младенческом возрасте. Но, после выявления нарушения слуховой функции у ребёнка, перед родителями стоит вопрос, что же делать дальше? Как воспитывать и обучать своего ребенка? Где получить помощь?

Именно этим вопросам посвящена эта статья.

Как распознать снижение слуха у ребенка?

Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребенок садится прямо возле телевизора. Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприемник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает и то, что ребенок не слышит говорящего, если он находится вне поля его зрения.

Когда ваш ребенок замечает, что его позвали (при этом вам приходится повышать голос), у него испуганный или удивленный взгляд. Часто малыш переспрашивает, когда вы обращаетесь к нему, внимательно следит за вашей мимикой. Ребенок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

Самым серьезным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни речевые реакции (лепет) ребенка с нарушениями слуха почти такие же, как у слышащего малыша.

У такого ребенка также формируется комплекс оживления (улыбается), в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившегося над ним, он может тихонько лепетать.

Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает

Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребенок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что в данный момент малыш просто не обращает на них внимания. Однако это также может говорить об определенных нарушениях слуха.

Используйте маленький тест: возьмите простой пакет и пошуршите им за спиной ребенка сначала на большом расстоянии (до 3-4 метров), если ребенок не оборачивается и не замечает вас, повторите тест, но уменьшите расстояние, и так до тех пор, пока он не обернется.

Также можно позвать ребенка со спины сначала на большом расстоянии, если не оборачивается расстояние нужно постепенно уменьшать.

Обязательно нужно обратиться к врачу — отоларингологу, если вы обнаружите у ребенка выделения из уха в виде беловатой или желтоватой жидкости, даже если, малыш при этом не всегда проявляет беспокойство и не жалуется на неприятные ощущения. Насторожить вас должно и такое поведение малыша: ребенок хватается за уши, бьет по ним, трет их и плачет. 

Что должно насторожить в младшем школьном возрасте? Ваш ребёнок в школе пишет диктанты на «3» и «2», а характерные ошибки на письме — неправильные окончания, пропуски букв и замена «с» на «т». Ребенок путает звонкие и глухие, свистящие и шипящие звуки, при разговоре может искажать слова, переставлять слоги. 

Погрешности речи ребенка, его школьную неуспеваемость, взрослые в большинстве случаев замечают сразу. Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. 

Заподозрив, что ребенок плохо слышит, следует срочно обратиться к врачу-отоларингологу, врачу-сурдологу. Многочисленные походы по целителям не приведут к желаемым результатам. Различают два вида недостаточности слуховой функции — глухоту и тугоухость.

Обычно глухотой называют такое по степени снижение слуха, при котором человек не воспринимает на слух речь, даже при использовании слуховых аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие дети могут слышать. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков встречается очень редко.

  • Тугоухостью называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к тугоухому, применение слухового аппарата или другой звукоусиливающей аппаратуры).
  • Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врожденная и приобретенная. 
  • Что вам необходимо знать о слуховой недостаточности.
  • Сенсоневральная тугоухость (нарушение звуковосприятия). Тугоухость возникает вследствие повреждения внутреннего уха (улитки).
  • Кондуктивная тугоухость (нарушение звукопроведения). Происходит нарушение проведения звука по среднему уху. Это бывает при остром и хроническом среднем отите, адгезивном отите, отосклерозе.
  • Смешанная тугоухость (нарушение как звукопроведения, так и звуковосприятия).

Также разработана классификация степеней тугоухости:

I степень

  1. от 20- 40 дБ
  2. II степень
  3. от 41 до 55 дБ
  4. III степень
  5. от 56 до 70 дБ
  6. IV степень
  7. от 71 до 90 дБ
  8. Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре в результате глубокого аудиометрического обследования слуха, а также обследование слуховой функции на других современных аппаратах.
  9. Что делать, если диагноз поставлен?

Вы вышли из кабинета врача — сурдолога, в руках — заключение. Вы пережили самые страшные и черные дни, прошли все стадии развития чувств — шок, понимание «ужаса» диагноза, защитное отрицание диагноза и достигли стадии принятия вашего ребенка таким, какой он есть. Начинается стадии активного действия, когда вы начинаете реально помогать малышу, заниматься под руководством специалистов. 

Какие шаги необходимо предпринять?

Во-первых, необходимо наблюдение у врача — сурдолога. Если ограниченность слухового восприятия не поддается лечению, врач может рекомендовать использование слухового аппарата, кохлеарную имплантацию. Однако слуховой аппарат, кохлеарный имплантант без определённой коррекционной работы с ребёнком ничего не даёт. 

Во-вторых, ребенок должен быть включен в программу помощи. Необходимо составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Для детей с нарушенным слухом ИПР включает:

  • cлухопротезирование/кохлеарная имплантация (выбор слухового аппарата, необходимость имплантации);
  • психологическая поддержка семьи;
  • занятия с педагогом;
  • мониторинг состояния слуха;
  • предоставление родителям информации о новых методах диагностики, лечения
  • консультации других специалистов (невролога, педиатра, психолога, офтальмолога)

При подтверждении у ребенка снижения слуха, по желанию родителей ребенку можно оформить инвалидность. Инвалидность назначается детям, у которых снижение слуха соответствуют III и ниже степени тугоухости.

В-третьих, необходимо как можно раньше обратиться в психолого-медико-педагогическую консультацию (ПМПК). Именно здесь после обследования ребенка вам порекомендуют дальнейший путь его воспитания и обучения, подходящий именно для вашего ребенка (детский сад для детей с нарушенным слухом, школа).

В-четвертых, в случае если ребёнок, например в силу возраста или иных причин, воспитывается дома, регулярная коррекционная помощь должна быть организована в сурдокабинете, в сурдоцентре.

В-пятых, ребенку необходимы регулярные занятия дома. Но заниматься с ребенком нужно под руководством специалистов-сурдопедагогов.

Для чего нужен слуховой аппарат?

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом является слухопротезирование. В каком же возрасте следует подбирать слуховой аппарат? Минимальный возраст не ограничен — с момента обнаружения значимой тугоухости. Прослеживается четкая закономерность — чем раньше ребенок протезирован и начаты сурдопедагогические занятия, тем быстрее будет формироваться его речь.

Итак, вашему ребенку рекомендован слуховой аппарат. Аппарат ребёнок должен носить постоянно. Он помогает использовать самые малые остатки слуха. Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве, для общения со слышащими, для получения полноценного образования. Подбор и настройка слуховых аппаратов осуществляется в центрах слухопротезирования и сурдологических центрах. 

Правильно настроенный, он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

Как помочь ребенку приспособиться к слуховому аппарату?

Во многих случаях, когда ребенку подобрали слуховой аппарат, его близкие думают, что все проблемы со слухом уже решены. Но ребенку нужно вначале освоить аппарат и привыкнуть к нему.

Вы, со своей стороны, можете ускорить этот процесс, если будете соблюдать не сложные правила: 

  • не обращайтесь к ребенку издалека, не старайтесь кричать. Постарайтесь подойти к нему на расстояние 1,5-2 м и встать так, чтобы он видел Ваше лицо. Не обращайтесь к ребенку из соседней комнаты. 
  • если ребенок носит только один слуховой аппарат, обращайтесь к нему именно с этой стороны. 
  • постарайтесь снизить и устранить любые посторонние помехи, когда разговариваете с ребенком. Например, убавьте громкость радио или телевизора или полностью выключите их. Закройте окно, если оно выходит на шумную улицу. 
  • говорите четко и естественно. Следите за скоростью Вашей речи.
  • занятия с сурдопедагогом помогут ребенку адаптироваться к слуховому аппарату. 

Что делать, если ребенок отказывается носить слуховые аппараты?

Как правило, если слуховой аппарат хорошо подобран, ребенок очень скоро привыкает к нему и перестает его замечать. Если ребенок отказывается его носить, значит, аппарат чем-то ему мешает.

Возможно, он плохо настроен, и ребенка раздражают слишком громкие и резкие звуки. Или неудачно изготовлен ушной вкладыш: на нем может быть острая грань или другой дефект, вызывающий неприятное чувство в ухе.

Необходимо как можно быстрее определить и устранить эту причину, для чего нужно сразу же обратиться к специалисту.

При приучении малыша к аппарату не должно быть никакого насилия, а только поощрение игрой и общением с взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.

  • И еще, следует помнить, что само по себе ношение аппарата не обеспечивает полноценного восприятия речи, эффект может быть достигнут только в результате длительной работы по развитию слухового восприятия с педагогами.
  • Что такое кохлеарный имплантант?
  • При крайне тяжелых потерях слуха и неэффективности слуховых аппаратов делается кохлеарная имплантация (операция).

По существу, кохлеарная имплантация является разновидностью слухопротезирования. Однако в отличие от обычного слухового аппарата, который лишь усиливает звуки, кохлеарный имплантат (КИ) преобразует их в электрические импульсы, непосредственно раздражающие сохранившиеся волокна слухового нерва. 

Имплантант состоит из двух частей: внешней, располагающейся за ухом, и внутренней, которая хирургическим путем вживляется под кожу.  Сигналы, поступающие от КИ в мозг человека, отличаются от стандартных. Поэтому, чтобы понимать речь и разбирать нужные звукосочетания, больному понадобится несколько месяцев тренировок по специально разработанной программе. 

Читайте также:  Компресс на ухо с камфорным маслом: как делать?

Кохлеарная имплантация проводится по определенным показаниям.В настоящее время считается, что чем раньше проведена операция имплантации улитки, тем быстрее ребенок сможет научиться говорить и, соответственно, адаптироваться в социальном плане. Операция кохлеарной имплантации ребенку может быть выполнена уже возрасте 6—8 месяцев. 

Ее в нашей стране проводят в 4 учреждениях, два из которых находятся в Москве (ФГУ Научно-клинический центр оториноларингологии и ФГУ Российский научно-практический центр Аудиологии и слухопротезирования) и два в Санкт-Петербурге (ФГУ Научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Росмедтехнологий и 122-я больница).  За последнее время КИ проводится в г. Томске.

Подробную информацию о возможности проведения кохлеарной имплантации можно узнать на официальных сайтах этих учреждений, а также в сурдоцентре.

На начальном этапе для получения направления на обследование для решения вопроса о целесообразности проведения ребенку кохлеарной имплантации родителям необходимо обратиться к лечащему врачу, который даст направление к врачу- сурдологу.

Информацию о порядке действий родителей для получения направления ребенка на кохлеарную имплантацию можно получить на сайте ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Росмедтехнологий» (http:/lornii.ru/vmp/ki.php). Также, врач-сурдолог даст полное направление действий для родителей.

Дополнительную информацию об обследовании, направлении на операцию можно получить по телефону бесплатной «Горячей линии» программы : «Я Слышу Мир!»:

Тел .: 8-800-555-66-56

Но следует знать, что сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в длительной (на протяжении многих лет) и регулярной педагогической помощи по развитию слухового восприятия и речи. 

Как общаться с ребенком с нарушением слуха ?

Вот несколько основных правил вашего общения с ребенком:

  • Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова.
  • Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.  Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко. Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. 
  • Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.
  1. Более конкретные указания дадут врач-сурдолог, а также специалисты по обучению слабослышащих детей.
  2. Организация занятий с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха дома.
  3. После выявления нарушений слуховой функции у ребёнка, оказывается, недостаточно просто установить слуховой аппарат или вставить имплант в ухо, нужно сразу же приступить к коррекции отклонений в развитии.
  4. Дома с ребенком необходимо проводить систематическое занятия, в содержание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового восприятия. 

Длительность занятий и их количество зависят от возраста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка.

Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3-5 мин; до двух лет — 2-3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15-20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой половине дня и после дневного сна. Занятия по различным направлениям работы чередуются.

Нужно определить место проведения занятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. 

Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог. 

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста с нарушением слуха в семье.

Важнейшим условием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспринимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привлечении взрослым внимания к ним.

Ношение аппарата будет улучшать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним.

С малышами начинают проводить и специальные упражнения, направленные на умение реагировать на свое имя, на звучание игрушек, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова. 

Источник: https://infourok.ru/statya-v-spravochnik-dlya-roditeley-vospitivayuschih-detey-s-narushennim-sluhomchto-nuzhno-znat-roditelyam-o-narushenii-sluha-2773556.html

9.2. Особенности развития дошкольников с нарушенным слухом

Дошкольники с нарушенным слухом представляют собой слож­ную гетерогенную группу, различающуюся по состоянию слуха и речи, по времени наступления стойкого нарушения слуха, нали­чию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии.

Среди них имеются глухие и слабослышащие дети, обладающие опытом ранней педагогической помощи, есть и необученные дошкольни­ки, у которых такой опыт отсутствует. Проблемы психического развития разных групп детей дошкольного возраста с нарушен­ным слухом освещены в исследованиях A.A.Венгер, Г.Л.Выгод­ской, Л.А.

Головчиц, Э.И.Леонгард, Л.П.Носковой, Т.И.Обу­ховой, Т.В.Розановой, Ж.И.Шиф и других.

Ими установлено, что приблизительно до 4 лет между необу­ченными глухими и слабослышащими детьми существенных раз­личий не наблюдается.

Однако после этой возрастной границы у слабослышащих складываются некоторые преимущества перед глу­хими, что отражается, например, в решении задач на уровне на­глядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Слабослы­шащие дети пользуются более обобщенными, чем глухие, спосо­бами ориентировки и оперирования образами, действиями. Отли­чия наблюдаются и в объеме представлений, пространственной ориентировке, в способности к обобщению. Наиболее очевидны различия в формировании словесной речи.

При сопоставлении уровня развития речи необученных глухих и слабослышащих дошкольников обнаруживаются разнонаправ­ленные тенденции: для глухих овладение словесной речью без специального обучения невозможно, а у слабослышащих даже без специальной педагогической помощи развиваются и активная, и пассивная формы речи.

Глухие дети дошкольного возраста с нормальным интеллектом. Такие дети составляют относительно однородную группу. У тех из них, кто не получил ранней педагогической помощи, депривация психического развития получает характер не просто задержки тех или иных функций, а глубокого нарушения личностного развития, нередко выражающегося в неадекватности поведения.

Ребенок не только отстает в речевом развитии, но нередко приобретает такие негативные черты личности и поведения, как агрессивность, эмо­циональная неустойчивость, двигательная расторможенность или, наоборот, скованность, негативное отношение к речи и общению вообще. К этим детям в полной мере относится понятие, введенное в психологию Л. С. Выготским, — «ребенок-примитив».

Совершен­

но другим этот ребенок может стать в результате правильно осуШе' ствляемого коррекционно-воспитательного воздействия.

Как правило, большинство глухих дошкольников реагируют на сильные акустические сигналы (гул самолета, гудок поезда, зву­чание некоторых музыкальных инструментов, голос повышенной ,-роМКОСти на близком расстоянии).

Их ответная реакция на вос­принятые звуки имеет безусловно-рефлекторный характер и со­провождается такими действиями, как поворот головы, торможе-ние позы (замирание), расширение зрачков, вскидывание глаз, вздрагивание, усиленное моргание, иногда наблюдаются вегета­тивные (покраснение) и эмоциональные реакции (смех, улыбка, обида, плач).

Вместе с тем постепенно число вариативных ответ­ных реакций сокращается, и наступает адаптация к акустическим сигналам.

В отличие от слышащих детей у глухих дошкольников формиро­вание предметных действий, развитие подражания, поиск и усвое­ние способов восприятия, необходимых для познания свойств объек­тов, происходят не в раннем (младенческом), а в дошкольном воз­расте.

Подражая действиям взрослых, дети выделяют цвет, форму, величину, как будто бы осознают пространственные взаимоотно­шения объектов, однако успешно они выполняют такие действия, только если число объектов не превышает трех—пяти.

При увеличе­нии их числа действия ребенка приобретают хаотический характер.

В становлении сенсорных и интеллектуальных процессов у глу­хих дошкольников наблюдаются общие со слышащими детьми тен­денции. Вместе с тем сложные процессы, предусматривающие не­обходимость операций анализа, синтеза, обобщения, у них фор­мируются более медленно и затрудненно.

Их представления об ок­ружающих предметах и явлениях крайне бедны.

Зачастую они не только не могут обозначить их словом, но и затрудняются в выде­лении их из группы разнородных объектов, не узнают в изменив­шейся ситуации, не различают по функциональному назначению, часто ошибаются при соотнесении реального предмета с его изоб­ражением.

Источник: https://studfile.net/preview/5601561/page:17/

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с нарушенным слухом

Согласно исследованиям Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц и др., у глухих и слабослышащих дошкольников, как и у их сверстников с сохранным слухом, весьма заметными выступают индивидуальные особенности развития. Но это не мешает при всем многообразии различий выделить у них и единичные, и особенные, и общие закономерности развития при сходных органических нарушениях.[34]

Говоря о формировании личности нормального ребенка, Л.С. Выготский объясняет этот процесс как совпадение, сплав линий естественного и культурного развития, как врастание в цивилизацию. Это происходит поступательно, по мере физиологического созревания и падающего на эту почву обучения, воздействия окружающих и усвоения общественного опыта при поддержке активности ребенка.

При нарушении слуха «у дефективного ребенка такого слияния не наблюдается».[10] И поэтому  негативное проявление дефекта заключается в «социальном вывихе», т.е. в неполноценном развитии личности без специальной коррекционно-восстановительной помощи.

Усвоение речи при нормальном слухе происходит на основе общения с окружающими и путем подражания. У глухих и слабослышащих детей даже при специальном формировании речи в условиях организованного обучения процесс ее усвоения оказывается замедленным.

В самой структуре речевой деятельности и приобретаемой языковой системе длительной время сохраняются специфические отклонения.

К ним относятся различного рода фонетические нарушения, обедненный словарный запас, аграмматизмы, низкий уровень языковых обобщений и др.

Как полное отсутствие словесной речи или ее глубокое недоразвитие, так и замедленное ее формирование со всеми труднопреодолимыми недостатками негативным образом сказывается на всех психических функциях и процессах.

В развитии сознания человека все психические явления связаны между собой мысленной деятельностью, которая опосредована речью, поскольку мышление совершается через обобщения и овладение понятиями на основе языка слов. Речь выполняет интегрирующую функцию в развитии сознания и реализует функции общения. Без языка, без речи нет ни полноценного сознания, ни самосознания.

Нарушенный слух может быть причиной недостатков речи и плохой успеваемости. Погрешности речи ребенка взрослые в большинстве случаев замечают сразу.

Но не все догадываются, что они могут быть связаны с недостатками слуха. Ведь небольшое нарушение слуха, как правило, незаметно для окружающих.

А между тем, возникнув в раннем возрасте (до 4-5 лет) и оставшись незамеченными, оно может трагично отразиться на судьбе ребенка.

Исследования показывают, что взрослым нет необходимости слышать слова во всех деталях, чтобы понимать речь. Если разговор ведется на достаточно знакомом языке, то невоспринятые слухом элементы слов дополняются по смыслу, по догадке. Именно поэтому даже подчас значительное снижение слуха мало отражается на общении и деятельности взрослого человека.

Совсем иное положение у маленького ребенка, который при помощи слуха не только общается, но и овладевает речью, учится произносить слова.

Решающее значение в этом процессе имеет многократное восприятие одних и тех же слов, одних и тех же выражений.

Если слух понижен, и всегда слышать слова с достаточной ясностью не удается (в чем автор убеждается на своем собственном опыте), то многократности повторений не  происходит: в одних случаях ребенок совсем не воспринимает слова, в других — слышит их не полностью, и поэтому они звучат для него каждый раз по-разному. Это мешает ему научиться понимать значение слов, запоминать их, а значит, накапливать необходимый словарный запас.

При характеристике речевого развития детей с недостатками слуха         Л.П. Носковой и Л.А.

Головчиц указываются два отличительных признака, а именно: ее отсутствие (немота) или глубокое недоразвитие (предполагающее нарушение всех уровней языковой систем).

Однако данная оценка состояния речи справедлива лишь тогда, когда точкой отсчета является полноценная, осмысленная звуковая членораздельная речь с достаточной синтаксической развернутостью и вполне нормальной лексической наполняемостью.[34]

Но обобщенная характеристика состояния речи детей с нарушенным слухом требует детализации и конкретизации с учетом разных проявлений языковой компетенции.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2019/07/18/osobennosti-rechevogo-razvitiya-detey-doshkolnogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector